Догонять или понимать?

Мама Вани всегда боялась, когда Ванина рука выскальзывала из ее руки. В мгновение он «собирался» — расслабленные мышцы его готовились бежать. И он бежал вперед, не оглядываясь, не замечая опасности. Мама боялась, что с ним может случиться страшное. И она держала крепко, или вовсе не могла выйти из дома одна. И все время была готова бежать за ним. Не было минуты, чтобы мама не думала: как Ваню подстричь, как переодеть, как накормить, как вылечить зубы, как узнать, если что-то заболит… у Вани аутизм. Ему восемь. Он не говорит, его пугают громкие звуки и яркий свет. Именно из-за яркого света Ваня начинает убегать. А еще у Вани плохо с ощущением себя в пространстве – он валится на пол или виснет на стуле, как будто у него нет сил и опоры…

Прошлым летом мама с Ваней поехали в семейный лагерь.

Было трудно. Всем нужно было целый день быть на улице. Яркое солнце, новые люди, новый дом, вещи, правила, занятия одно за другим. Мама на второй день хотела уехать, плакала от бессилия – Ваня убегал, а она догоняла. Это выматывало. Уговорили остаться. С мамой был консультант. Он помогал с Ваней, давал отдых и показывал, как можно общаться с ним с помощью карточек, как использовать расписание, как можно для Вани сделать понятными занятия. Потом уже мама пробовала сама. Ваня начал привыкать к рутинам в лагере, носил рюкзак с небольшим утяжелением, научился носить кепку на улице и каску на спортивных занятиях, появилось первое визуальное расписание. У Вани появились наушники и время в сенсорной комнате. Это было начало.

Осенью Ваня начал подготовку к школе.

Индивидуальные занятия с логопедом, на которых Ваня учится общаться с помощью карточек. Групповые занятия с другими ребятами, у которых тоже расстройство аутистического спектра. Три часа разных активностей: игры, занятия за столом по математике, творчество, музыка, окружающий мир. Много визуальной поддержки: расписания, разметки, таймеры; поощрения; определенная последовательность занятий; помощь консультанта. Ваня меняется на глазах. Мама, папа, старший брат и даже бабушка – все участвуют, чтобы новые навыки закреплялись, и прогресс не прекращался. Но мама переживает. Что будет, когда Ваня пойдет в школу?Будут ли учителя в школе поддерживать так же, как сейчас консультанты на занятиях?

Этой осенью Ваня пойдет в школу. Еще год назад комиссия, которая дает рекомендации родителям в какую школу идти, говорила категорично — коррекционная. Спустя год Ване дали возможность учиться в общей школе, в которой для мальчика нужны специальные условия: структурированные зон для обучения и отдыха, индивидуальной и групповой работы, много визуальной поддержки и, конечно, педагоги, которые смогут сделать все, чтобы успехи Вани не пропали, чтобы Ваня мог учиться и дружить, как другие дети. Сейчас не нужно догонять Ваню, сейчас он умеет попросить с помощью карточек то, что он хочет. И есть расписание, которое помогает Ване понять, что хотим от него мы. Важно, чтобы и в школе все продолжалось…

Мы начали проект «Открыть Мир? Легко!», чтобы Ваня и еще несколько ребят с аутизмом могли пойти в школу подготовленными, чтобы учителя узнали особенности детей с аутизмом и как с ними общаться, как обучать новым навыкам и как поддерживать их во время обучения. Не случайно мы выбрали такое название для проекта. Мы считаем, что когда дети учатся — это открывает для них целый мир: знаний, умений, возможностей быть вместе с другими детьми, играть и дружить. Мы верим, что в наших силах измениться самим и что от каждого из нас зависит легко ли будет открыть мир для детей с аутизмом.

,