Позвольте детям с аутизмом быть счастливыми!

оригинал на snob.ru

Две недели назад я вернулась из Америки. Мы были на стажировке, организованной Фондом Обнаженные сердца «Лето со смыслом» в летнем лагере для детей с аутизмом Rising sun. Там я вдруг научилась плавать, водить гольф-кар и не боялась говорить по-английски, я шутила, кокетничала, спорила и была счастлива. Это была магия лагеря.

Я не просто расскажу вам как здорово в лагере в далеком городе Альбукерке в Нью-Мексико. Я расскажу вам о том, что в наших силах изменить жизнь ребят с аутизмом и их семей, которые рядом с нами.

– Проплыви от края до края! И я поплыла. Как могла. Конечно, они заметили, что плаваю я плохо. Это был первый раз – ляпнула я. О! Здорово! Но можешь ли ты опустить лицо в воду? Я опустила. Молодец! И мне выдали мой бледно-голубой браслет новичка.

Мелочи? Нет! Я почувствовала себя в безопасности, которой так не хватает в обычной жизни. Искренняя радость за мои маленькие победы.

«помните, каждый из нас будет радоваться самому маленькому успеху детей…»

В первые дни были тренинги для сотрудников лагеря: изучение анкет детей, подготовка материалов, сплочение команды. Мы многому учились сами. И прошли все, в чем нужно было поддерживать детей в следующие пять дней: общаться, попробовать новое, получать удовольствие.

…а на следующий день приехали дети

И каждый день был наполнен событиями, едва заметными успехами детей с аутизмом, радостями. Когда ты «особенный» у тебя нет отдыха. Ты загружен. Реабилитациями, курсами терапии, занятиями с дефектологами и логопедами. Когда у тебя аутизм самое страшное – это отдых. Потому что непонятно, что в это время будет происходить, и ты снова и снова раскачиваешься, чтобы успокоиться. Или ты машешь руками…или без остановки говоришь одно и то же. В лагере не чинят детей, в лагере помогают, не смотря, на аутизм быть со всеми.

Что мы знаем про аутизм? Самое главное, что от него нельзя излечиться. Что именно он причина сложностей в поведении и принятии изменений. Аутизм не должен быть препятствием для детей получать такие же радости, новые знакомства и игры, какие получают нейротипичные дети.

«Я не могу излечить от аутизма, но я могу сделать так, чтобы им было легче» говорит Мо Тейлор, специалист по эрготерапии.

В лагере все устроено так, чтобы дети смогли справиться с незнакомой для них жизнью вне дома, новыми активностями, общением. Если ребенку поможет быть более спокойным пение, то взрослые будут петь. Если нужны сенсорные игрушки, например мягкие мячики, держать в руках и перебирать – пусть они будут рядом.

…одно дело, когда ты слышишь, другое – когда все видишь изнутри

Я летела в Америку с мыслями, какие же мы крутые и какие мы молодцы! И потом, в лагере, хотелось показать, на что мы способны. Мы же так давно проводим летние лагеря для ребят с аутизмом. Еще год назад мне казалось, что все просто. Вот – визуальное расписание, вот – стрелочки-указатели, вот – структурированная среда, вот – частичное участие детей в активности. Но простым все только кажется. В лагере работает несколько программ одновременно: для детей с аутизмом, для детей-сиблингов (братьев или сестер детей с аутизмом, у них полно своих переживаний), для обычных сверстников, для будущих консультантов, для специалистов, для взрослых с РАС. Все работают одновременно и слаженно. Все работают в помощь друг другу. И главное – для ребенка. Ребенка, у которого есть особенности и привязанности. И, как у всех, потребности в безопасности, понимании и любви.

А знаете как у нас в России проходят лагеря? Ну, как у нас-то вы наверняка знаете. Много энтузиазма и мало средств на реализацию полной модели.

Но хочется все и сразу…Я это испытала там, в лагере. Был момент, когда ты осознаешь — это большая системная работа: государства, родителей, общества. Что это большой проект, который требует финансирования, людей и знаний. Мы не можем прямо сейчас построить все так же. Но мы можем начать.

***

Я вспоминаю, как Мо прищуривает глаз и улыбается: есть идея! Я вспоминаю, как Таня рассказывает нам смешные истории про лагерь и просто из жизни, когда мы уставшие возвращаемся в домик спать. Я вспоминаю, как Святослав рассказывает снова те же истории, которые рассказывала Таня и еще всякие штуки про мозги и «замыкания» в нем…

Я вспоминаю, как мы не могли остановить слез, расставаясь в нашим подопечным мальчиком. За 5 дней он не научился говорить с помощью устной речи, но он познакомился с нами. И он точно все это время был счастлив.

Совсем скоро ребята с аутизмом из Костромской области поедут в лагерь.

В лагере дети с аутизмом могут быть счастливыми!

ПОЗВОЛЬТЕ ИМ ЭТО!